Суббота, 04.05.2024, 01:12
Приветствую Вас Гость | RSS

педагогика

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

VII. Педагогические технологии в работе с одарёнными детьми 7.1. Технологии развития интеллекта

 

Существует множество определений понятия интеллект, но все они сходятся в том, что это - способность к познанию. Интеллект выступает как основа одарённости любого вида.

Из Википедии (Интернет): «Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение».

Исследования интеллекта, проводившиеся М.А. Холодной, привели автора к созданию структуры в оценке интеллекта, которую составили 5 компонентов: К – компетентность, И – интеллектуальная инициатива, Т – творчество, С – саморегуляция, У – уникальность склада ума (КИТСУ).

Базовые интеллектуальные качества личности:

1. «Компетентность – это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях).

Какой тип знаний определяет компетентного человека?

а) разнообразные (множество разных занятий о разном);

б) артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенной взаимосвязи между собой);

в) гибкость (содержание элементов и связи между ними могут меняться под влиянием различных факторов);

г) быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);

д) возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность переноса знаний в новую ситуацию);

е) выделенность ключевых элементов;

ж) категориальный характер (определяющая роль знания в виде общих идей, принципов, методов);

з) владение не только декларативным знанием (о том «что»), но и процедурным знанием (о том «как»);

и) наличие знания о собственном знании.

2. Интеллектуальная инициатива – это желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности.

3. Интеллектуальное творчество в детском возрасте – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество – это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Т.С. Батищев).

Справедливо утверждается, что у творчества два главных врага: страх и психологическая инерция (ригидность) мысли.

4. Интеллектуальная саморегуляция – это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать слабые и сильные стороны в работе своего интеллекта и, главное, целенаправленно строить процесс самообучения.

Эффективное школьное образование, – при котором ученик постепенно начинает сам организовывать процесс своего обучения.

5. Уникальность склада ума – это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных предпочтений и т.д.».

Вывод М.А. Холодной: «Основное назначение интеллектуального воспитания – помочь ребенку выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального опыта».

Основателем теории решения изобретательских задач теории развития технических систем (ТРИЗ-ТРТС), а также теории развития творческой личности (ТРТЛ), является Г.С. Альтшуллер. Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач.

Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС, а в конечном счете созданию теории сильного мышления Г.С. Альтшуллер посвятил свою жизнь около 50 лет. Свои идеи учёный в популярной форме изложил в своих книгах. Одна из них «Как стать гением?» В Интернете можно найти подробную информацию на сайте автора http://www.altshuller.ru

По эффективности влияния на развитие интеллекта теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) не имеет себе равных.

ТРИЗ-педагогика возникла как экспериментальная прикладная наука, обусловленная необходимостью передачи основных положений теории. Однако в процессе обучения технических специалистов возникла проблема: аналитическое («взрослое») мышление, подчиняясь законам формальной логики, создаёт устойчивые стереотипы, что является малопродуктивным при генерировании нестандартных оригинальных идей. Поэтому для повышения эффективности освоения основных положений теории приёмы и методы ТРИЗ стали использоваться в школьном и впоследствии в дошкольном обучении.

Особое место в ТРИЗ занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

С появлением ТРИЗ впервые в истории появляется практическая возможность массового обучения технологии творчества.

В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

Согласно теории Ж. Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приёмам и методам ТРИЗ, отличаются от взрослого, но близки между собой. Сравнительные характеристики приведены в таблице:

 

Взрослое мышление

Детское мышление

«Тризовское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

Синкретизм, стремление связывать «всё со всем»

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдалёнными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Опора на природную, врождённую способность к интуитивному выводу

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

«Законопослушность», использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

«Законотворчество» – стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Замена задачи: ребёнок, поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Замена по определённым правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

 

На современном этапе развития педагогики ТРИЗ-технология официально признана как инновационное направление, эффективно развивающая творческие способности личности. Этот факт свидетельствует о том, что ТРИЗ-технология заслуживает пристального внимания и внедрения в массовую педагогическую практику. Таким образом, возникает ТРИЗ-педагогика.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Вместе с тем при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения таких задач.

Современная ТРИЗ-педагогика включает курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, в качестве объекта для дошкольников и младших школьников выступает конкретный предмет или явление природы, творческие задания представляют собой проблемный вопрос или проблемную ситуацию, которые предполагают применение методов перебора вариантов и неалгоритмических методов активизации творческой деятельности. Для обучения старшеклассников накоплен фонд учебных, изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес. Творческие задания могут содержать явные или скрытые противоречия, предполагающие осознанное применение алгоритмических процедур.

Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений, как развитие творческого мышления, творческого воображения, творческой личности.

К основным свойствам творческого мышления относятся умение находить и выделять закономерности в объёме информации, владение навыками её систематизации и структурирования, способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи, навык генерирования гипотез и способов их проверки, умение видеть, формулировать и разрешать противоречия.

Развитие творческого мышления предполагает целенаправленное формирование такого качества, как системность, т.к. решение изобретательской задачи подразумевает способность воспринимать любой объект или явление всесторонне (система – надсистема – подсистема) в развитии и взаимодействии (прошлое – настоящее – будущее); умение устанавливать разнообразные связи (функциональные, причинные, пространственные и др.) между различными системами. В качестве средства системного мышления выступает модель «системный оператор».

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz