Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Инструктивно-методическое письмо Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здор
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся, обучающиеся по программе коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду. В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности. Основными задачами данной работы являются: -коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития; -подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация; -проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников. При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть следующие направления: -воспитание в процессе обучения; -внеклассная работа по предметам (учителя- предметники); -работа с детьми, имеющими девиантное поведение; -индивидуально-групповые занятия со специалистами; -стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат; -воспитательные мероприятия (воспитатели групп); -социально- бытовая ориентация; -клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования); -организованный досуг. Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям. Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы : -Нравственное воспитание. -Правовое воспитание. -Гражданско-патриотическое воспитание. -Эстетическое воспитание. -Трудовое воспитание. -Физическое воспитание. - Безопасное жизнеобеспечение. -Экологическое воспитание. -Профилактическая работа. По данным направлениям рекомендуется вести совместную воспитательную работу учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях. Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы. Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности классный руководитель руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной школой VIII вида. Задачи решаются следующим способами:
Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей. Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:
Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на: • Организационно-координирующую деятельность: - установление связи общеобразовательного учреждения с семьей; - взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения; - учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; - индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности; • Коммуникативную деятельность: - регулирование межличностных отношений между обучающимися; - установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся; - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. • Аналитико-прогностическую деятельность: - изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; - определение состояния и перспектив развития классного коллектива. В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ VIII вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:
Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников с ОВЗ, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные и нравственные проблемы. Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет: - коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса; -индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска; -работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса; -просветительскую работу для родителей (законных представителей). -принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса. В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя: - создание ситуации успеха; - пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении; -привлечение ребенка к коллективной деятельности; - помощь в реализации социальных потребностей; - организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся. «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П. Кащенко
Исполнитель: Конькова Н.Л. |
Поиск
|