Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
2.3. Краткая характеристика методик диагностики детской одаренности
Кратко изложенные выше концептуальные представления о детской одаренности и организационно-педагогические подходы к работе с одаренными детьми предполагают использование методик, ориентированных на выявление всех основных характеристик. Соответственно им методики могут быть поделены по содержанию на три группы: выявление доминирующих мотивов, диагностика интеллектуального уровня и уровня креативности. Кроме того, внутри каждой группы необходимо еще различать методики для психологов, педагогов (учителя, воспитатели и др.), родителей, а также для детей. В соответствии с целью и содержанием данных рекомендаций не приводятся методики диагностики для психологов. Методики диагностики для педагогов и родителей качественно отличаются от методик для психологов, но в отечественной психолого-педагогической науке они разрабатываются мало. Любопытно, что по данным специального исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики). Но многие из них по разным мотивам не склонны учитывать эти сведения в образовательной деятельности. Очевидно, что диагностику одарённости должны проводить те, кто занимается развитием и обучением. Человек, «слепой» к основным проявлениям детской одаренности, не может продуктивно заниматься ее развитием. Это не означает, что практический психолог не нужен, напротив, он незаменим, но его обязанность – особенно сложные случаи, т.к. психологических проблем у детей с особыми способностями значительно больше, чем у их обычных сверстников. В этой связи интересно, что в ряде исследований были предприняты попытки доказать, что квалифицированный педагог вполне адекватно оценивает детскую одаренность, минуя все сложности традиционной психометрической работы. Это вполне подтверждается и простыми наблюдениями. Ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный», виден и без всякого специального тестирования. Следует отметить, что все вышесказанное не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом. Методики для родителей и самих детей. Аналогично обстоит дело и с методиками для родителей. Методический инструментарий для самих детей не разрабатывался, так как в этом нет необходимости при той форме организации занятий, которая предложена выше. Он встроен в саму структуру развивающих тренинговых занятий и является их неотъемлемой частью.
III. Методический подход к построению системы диагностики одаренности учащихся в массовой общеобразовательной школе
Опираясь на изложенные выше положения, можно предложить следующую схему поиска и выявления учащихся с признаками одаренности в образовательном учреждении. На начальном этапе проводится первичная диагностика, целью которой является пробация программы психолого-педагогического мониторинга. Согласно основным положениям «Рабочей концепции» одаренность представлена в виде двух основных компонентов – инструментального и мотивационного, следовательно, диагностика должна быть направлена на исследование таких параметров личности, как когнитивные характеристики, структура интеллекта, мотивация и эмоционально-волевая сфера. В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики:
Диагностику можно представить в виде следующих этапов: 1 этап. Работа с педагогическим коллективом. Школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», ознакомиться с психологическими особенностями одаренных учащихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению учащихся с признаками одаренности. 2 этап. Диагностика учащихся педагогами. Каждый классный руководитель получает пакет диагностических материалов. Педагог выступает в роли эксперта и диагностирует каждого учащегося по определенным критериям, описанным в методиках. Классные руководители предлагают заполнить соответствующие анкеты и родителям учащихся. Результаты по классу педагоги сдают психологам для дальнейшей обработки. На данном этапе обследуется 100% учащихся. 3 этап. Психологическая диагностика. Психологи по результатам проведенной педагогами и родителями экспертной оценки выделяют учащихся с высоким показателем выделенных критериев, и далее с данной группой учащихся проводится серия диагностических занятий по методикам, предназначенным для работы психологов. 4 этап. Психологическое сопровождение вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся. В ходе психологической диагностики у учащихся обнаруживаются сходные особенности в психосоциальном развитии и в развитии познавательной сферы, а также проблемы личностного характера. Для разрешения данных проблем продумываются занятия с элементами тренинга, которые проводятся систематически с группой учащихся вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся. На основе анализа литературы по проблеме, а также исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей одаренных детей можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу:
Основными задачами для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста являются:
Задачи для работы с одаренными детьми подросткового возраста:
На занятиях проводится промежуточная диагностика развития одаренных учащихся.
Методики диагностики развития одаренных учащихся в рамках вариативного образовательного маршрута
В ходе занятий по специальным программам, основной задачей которых является не только диагностика, но и систематическая психокоррекционная работа, на основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального и интеллектуально-творческого развития ребенка, естественно решаются и задачи диагностического плана. Эти занятия служат базой для лонгитюдного (длительного) изучения уровня одаренности. Периодически в ходе этих занятий проводятся индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием вышеперечисленных методик. Систематичность, долговременность этой работы призвана служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации. |
Поиск
|
||||||||||||||||||||||||