Суббота, 04.05.2024, 07:17
Приветствую Вас Гость | RSS

педагогика

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

2.2. Характеристика основных вариантов проведения диагностики

Тестологический подход. К числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического относятся разовые обследования. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах, «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда – сочетание того и другого.

Со времен А. Бине и в течение долгого времени «высокий интеллект», определяемый с помощью стандартизированных тестов (IQ), играл роль универсального показателя одаренности. Процесс диагностики предполагал разовые или периодические обследования детей, как правило, с последующей их селекцией.

Естественно, что эта практика не могла не быть подвергнута жесткой критике со стороны как специалистов, так и общественности практически во всех государствах мира. Однако, несмотря на резкую критику и вполне очевидную теоретическую несостоятельность (отсутствие «надежной» концептуальной модели одаренности, низкая прогностичность большинства диагностических методик, зависимость результатов от действия средовых факторов и многое другое), возможность этого подхода к диагностике одаренности не только не исключается, но вполне серьезно обсуждается в современной популярной и даже специальной литературе.

Частично смягчает негативное влияние этого подхода стремление к комплексной оценке, характерное для его представителей в последнее время. Однако это не следует рассматривать как радикальное решение проблемы. Одномоментная, даже многомерная оценка уровня одаренности – крайне ненадежное основание для социально-педагогического прогноза.

При многомерной, комплексной оценке (когда оцениваются кроме интеллекта и креативности еще и личностные особенности) меняются лишь требования к методическому аппарату. Это, безусловно, повышает надежность полученных данных, но не делает их настолько надежными, насколько этого требуют социально-педагогические задачи.

Подчеркнем, что диагностическое обследование может быть вполне объективным с точки зрения сегодняшнего дня. Ведь оно, словно фотография, может точно зафиксировать уровень, показанный в данный момент, в данных условиях ребенком. Но всегда ли можно по фотографии ребенка предсказать, каким будет его внешний облик, когда он станет взрослым? Построить прогноз развития на таком ненадежном основании практически невозможно. Потому-то и необходимы специальные организационно-педагогические решения.

Таким образом, минусами тестологического подхода можно отметить одномоментные исследования, отсутствие концепции, невозможность прогнозирования результатов.

«Принцип турникета». С целью преодоления названных сложностей предпринимаются попытки поставить этот процесс на более надежную, научно подтвержденную основу. Разрабатываются так называемые долговременные организационно-педагогические модели диагностики детской одаренности. Одна из наиболее известных получила название «принцип турникета». Авторы ее – американские ученые Дж. Рензулли, С. Рис и Л. Смит. Одна из их основных идей заключается в том, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а длительным, предполагающим продолжительное наблюдение за ребенком.

Кроме того, в условиях этого подхода отпадает сама необходимость жесткой селекции детей. Эта система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка может осуществляться в течение всего года, в зависимости от его достижений.

Авторами применяются как традиционные методы оценки, так и методы, основанные на использовании трех параметров деятельности учащегося (способности, интересы и стили обучения). Особо подчеркивается, что собирается информация, акцентирующая внимание на достоинствах ученика, а не на его недостатках. В итоге создается «портфель данных об ученике».

В дальнейшем эта информация используется при принятии решения о возможностях развития способностей на обычных школьных занятиях, в группах обогащения и в условиях специальных дополнительных программ.

«Модель последовательной стратегии принятия решения» К. Хеллера. Известный немецкий ученый, специалист в области обучения одаренных детей К. Хеллер считает, что для практических педагогических и психологических целей наиболее пригодны многофакторные типологические модели одаренности («Мюнхенская модель одаренности»). А процесс поиска таланта, по его мнению, требует поэтапного подхода, последовательной стратегии принятия решений. Поиск в его модели организации диагностики начинается со «скрининга» (оценка учителя, выбор родителей, итоги группового тестирования). Вторая позиция в схеме К. Хеллера - «диагноз».

Модель «диагностика развития». Автор этого варианта психодиагностического обследования – Ю.Д. Бабаева. Генеральным звеном в ее диагностической системе выступают специальные тренинговые занятия. «Динамическая концепция одаренности» предполагает переход от «диагностики отбора к диагностике развития» (А.Г. Асмолов).

Ю.Д. Бабаева выделяет шесть основных этапов диагностического процесса:

- предварительное психодиагностическое обследование каждого ребенка;

- этиологическая, или причинная диагностика (вскрываются причины возникновения тех или иных психологических «преград»);

- типологическая диагностика (определение того или иного типа развития; выявление конкретных психологических механизмов порождения и функционирования обнаруженных ранее психологических преград и причин их возникновения);

- прогнозирование (предсказание возможных последствий развития);

- этап разработки педагогических рекомендаций, способствующих оптимальному обучению и развитию данного ребенка.

Важной особенностью этой модели является то, что автор большое внимание уделяет преодолению «психологических преград». Развитие и креативности, и интеллекта может сдерживаться, по справедливому утверждению Ю.Д. Бабаевой, различными «преградами» (критичность, шаблоны в мышлении, страх перед творчеством и др.). Для их снятия предлагается определенный набор психотехник (имеются в виду методики тренингового типа), которые интенсифицируют процесс развития интеллекта и креативности.

Российский психолог А.И. Савенков [2], занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает собственную модель диагностики одарённости, опирающуюся на следующие принципы:

  • принцип комплексного оценивания;

  • принцип долговременности;

  • принцип использования тренинговых методов;

  • принцип учёта потенциальных возможностей ребенка;

  • принцип опоры на экологически валидные методы диагностики;

  • принцип участия разных специалистов;

  • принцип участия детей в оценке собственной одарённости.

Особого внимания заслуживает последний принцип, согласно которому дети сами оценивают себя, что является весьма важным дополнением, поскольку одарённый ребёнок зачастую весьма критично относится к своим способностям и возможностям – природным и приобретённым, – сопоставляя себя «реального» с «идеальным», выступая нередко наиболее объективным экспертом собственной одарённости .

А.И. Савенков предлагает систему психодиагностики одарённости, включающую три уровня: теоретический (разработка концепции и модели одарённости); методический (выбор и подготовку «инструментария»); организационно-педагогический, предполагающий четыре этапа выявления одарённости – предварительного поиска; оценочно-коррекционный; самостоятельной оценки; заключительного отбора.

Этап предварительного поиска содержанием своим имеет сбор информации о ребёнке, которая стекается из четырех основных источников – психологов, педагогов, родителей и самих детей. Участие детей в диагностике собственной одарённости на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет получить первое представление о каждом ребёнке.

Этап оценочно-коррекционный ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Занятия проводятся по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы ребенка. Этот подход напоминает «принцип турникета» Дж. Рензулли и «резервуарную модель» Дж. Гауэна, но вместе с тем весьма существенно от них отличается. В ходе занятий по специальным программам основной задачей является не столько диагностика, сколько систематическая психокоррекционная работа. На основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального и интеллектуально-творческого развития ребенка решаются задачи диагностического плана. Эти занятия служат базой для лонгитюдного изучения уровня одарённости.

На этапе самостоятельной оценки всем детям, участвующим в экспериментальной работе, предлагается посещать занятия по дополнительным предметам добровольно. Желание ребенка продолжать занятия – один из важных индикаторов одарённости. Самостоятельно выбирая, продолжать ему занятия или нет, ребёнок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок.

На этапе заключительного отбора на основе полученной ранее информации из всех четырех источников (родители, учителя, психологи и дети) делается заключение о степени одарённости детей, которое служит основанием для построения прогноза их развития.

В результате исследований А. Савенкова разработано несколько организационных вариантов, на основе которых может эффективно действовать система идентификации одаренных детей в отечественных учебных заведениях разного типа (общеобразовательная школа, детский сад, учреждения дополнительного образования).

«Рабочая концепция одаренности» отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности. Концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д.

Для выявления, развития и поддержки одаренных детей авторы «Рабочей концепции» рекомендуют использовать психолого-педагогический мониторинг, отвечающий целому ряду требований:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  • экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов творчества подросткового и юношеского возраста;

  • выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе, использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т.п.;

  • многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

  • проведение диагностического обследования в ситуации реальной жизнедеятельности, с приближением его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);

  • использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

  • анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.;

  • преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

в) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

с) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Следует отметить, что выявление и оценка детей с признаками одаренности не являются самоцелью. Выявление детей с признаками одаренности связано, прежде всего, с задачами их обучения и воспитания, оказанием им психологической помощи и поддержки. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) к диагностике прогноза и развития.

Данное в «Рабочей концепции» определение понятия одаренности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Следует помнить, что понятие «система» не синоним понятия «комплекс» как суммы компонентов. Система подразумевает процесс интеграции, т. е. целое обладает новым свойством по сравнению со свойствами его компонентов.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz