Суббота, 04.05.2024, 08:54
Приветствую Вас Гость | RSS

педагогика

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

V. Программно-целевой подход в создании условий для развития одарённых детей

 

Достижение современного уровня производства, ведущее к социально-экономическому развитию страны, предполагает внедрение инновационных наукоемких технологий. Это требует выявления, развития, всемерной поддержки инициативной, талантливой молодёжи (ИТМ), создания благоприятных условий для включения одаренных школьников в интеллектуальное обеспечение и социально-экономическое развитие страны.

Однако интеллектуальный труд, научно-исследовательская деятельность, развитие творческих способностей не являются ценностными приоритетами сегодняшней молодежи. В молодежной среде наблюдается ценностный вакуум, конструктивные ориентиры размываются, довлеют негативные стереотипы, не приучающие к систематическому интеллектуальному труду.

Уже на школьном уровне необходимо создавать широкие, разнообразные возможности проявить себя как можно большему числу школьников, развивать и реализовывать научно-исследовательские, творческие способности.

Для преодоления имеющихся недостатков в образовательных учреждениях необходимо:

  • повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одаренных детей и ИТМ;

  • создать условия для широкого проявления разнообразных способностей ИТМ;

  • сформировать эффективную образовательную среду для развития одаренных детей и ИТМ, обеспеченную разноуровневыми образовательными программами и использующую все обучающие возможности, включающие очные, очно-заочные и дистанционные формы обучения;

  • разработать систему участия в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня, успехи в которых признаются вузами;

  • обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми и ИТМ.

 

5.1. Разработка целевой комплексной программы (ЦКП)

«Одарённые дети» в образовательном учреждении

 

Инициатором разработки ЦКП «Одарённые дети» в образовательном учреждении чаще всего выступает администрация – директор и его заместители. Они и составляют руководящее ядро творческой группы, в которую также могут войти талантливые педагоги (как на заявительной основе, т.е. по своему желанию, так и на рекомендательной – по представлению руководства образовательного учреждения).

Эта группа должна провести анализ актуального положения в работе с одарёнными детьми, имеющийся потенциал (ресурсы) для развития разных видов одарённости и наметить ожидаемые, желательные результаты. Итогом этой работы может стать концепция целевой программы, в которой будут представлены: модель организационной структуры, процессуальная модель и результативная модель деятельности той системы, которую мы называем «работа с одарёнными детьми».

Обоснование необходимости создания программы можно начать с обобщённого описания проблемы, а затем переходить к конкретному анализу.

Программно-целевой подход в управлении состоит в том, что главное внимание уделяется целям (прежде всего целям совершенствования деятельности) системы, а не поддержанию достигнутого уровня ее функционирования. При этом само функционирование системы рассматривается не как некоторая ценность, а как механизм достижения поставленных целей. Под управленческой целью понимается прогнозируемый результат деятельности системы, а не какие-либо требования к формам, видам или условиям деятельности. Программно-целевой подход предполагает формулировку целой системы целей, удовлетворяющих требованиям конкретности, реальности, контролируемости. Отсутствие четких и реальных целей (недиагностируемость результатов деятельности системы) не гарантирует эффективности управления такой системой и вообще эффективности ее деятельности. В управлении конкретной педагогической системой необходимо стремиться к максимально возможной конкретности (диагностичности) и реалистичности (операциональности) целей.

Постоянными называются цели, которые не изменяются, пока существует данная система. В нашем случае это достижение высокого уровня образования при отсутствии перегрузок, негативно влияющих на здоровье учащихся. Переменными считаются локальные цели, служащие для уточнения постоянных и определяющие организацию и тактику их достижения. В значительной степени постановка переменных целей – прерогатива руководителя системы.

Цели неразрывно связаны с условиями (средствами), их обеспечивающими, причем система условий и определяет стратегию достижения цели. С другой стороны, эта система условий (средств) является своеобразным деревом управленческих целей, так как средство определенного уровня выступает в качестве цели (подцели) для условий следующего уровня. Таким образом, управление есть построение и обеспечение реализации дерева целей – условий (средств).

По форме управление есть циклический процесс получения, переработки и выдачи информации управляющей подсистемой. Управляющий орган выдает командную информацию управляемой подсистеме, получает информацию о ее функционировании, перерабатывает эту информацию, выдает новую порцию командной информации и т.д.

Звенья управленческого цикла или операции – действия субъектов управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям переработки информации, называются функциями управления.

Для того чтобы оказывать адекватное воздействие на управляемую подсистему (например, образовательный процесс в школе), необходимо организовывать сбор информации о функционировании этой подсистемы. Сбор информации представляет собой контроль (за содержанием образования, за уровнем усвоения учащимися учебной информации и способов деятельности, за различными характеристиками деятельности учителей, использованием определенных средств обучения и т.д.).

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что сам по себе контроль – не более чем получение информации об управляемой системе. Важно отметить, что отсутствие необходимой информации об управляемом объекте делает управление невозможным.

Следующая стадия – стадия переработки информации, на которой производится уже несколько операций. Прежде всего, на основе полученных в результате контроля многочисленных данных необходимо получить обобщенную картину образовательного процесса, выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденцию. Это обеспечивает анализ. Затем, проведя анализ, необходимо принять принципиальное управленческое решение, представить себе, каких результатов необходимо добиться на следующем этапе работы и определить принципиальные пути достижения этих результатов. Иначе этот этап управленческого цикла в педагогическом менеджменте называется целеполаганием.

Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно осуществить уже более детальное планирование предстоящей деятельности, т.е. от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на «мероприятийный» язык, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки – иными словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности.

Но мало составить такую карту, необходимо, чтобы управляемая подсистема еще и работала. Важно довести необходимую информацию до каждого исполнителя (педагога), объяснить ему и общий замысел, и «его маневр», обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деятельность педагогов. Это – этап организации.

Если система заработала, то наивно предполагать, что работать она будет именно так, как это было смоделировано: нельзя всё предусмотреть заранее, будут сбои, отклонения, будут неожиданные влияния внешней среды. Естественно, не следует ожидать начала нового большого управленческого цикла – нового учебного года. Необходимо регулировать и корректировать управляемую подсистему «по ходу» образовательного процесса. Понятно, что этот этап включает в себя и получение информации, и ее анализ, и принятие управленческого решения, и планирование, т.е. представляет собой меньшие управленческие циклы, вложенные в больший. Достаточно очевидно при этом, что необходимость в коррекции будет тем большей, чем слабее осуществлены все остальные функции управления.

Сбор информации о функционировании управляемой подсистемы обеспечивает функция управления, называемая контролем. Наконец, мы осуществляем контроль, т.е. получаем информацию, и управленческий цикл замкнулся.

Переработка информации управляющим органом включает в себя следующие функции:

  1. Анализ – систематизацию информации, выявление причин того или иного функционирования системы.

  2. Целеполагание – постановку внутренних целей деятельности системы, принятие управленческого решения.

  3. Планирование – составление программы достижения поставленных целей.

  4. Передачу командной информации от управляющего органа в управляемую подсистему обеспечивает функция организации.

  5. Динамику процессов в системе отражает функция регулирования и коррекции.

Качественное управление невозможно без качественного осуществления каждой функции управления.

Разработка целевой комплексной программы «Одарённые дети» в образовательном учреждении – процесс творческий и не может быть жёстко регламентирован и детерминирован указаниями свыше.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz