Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
V. Программно-целевой подход в создании условий для развития одарённых детей
Достижение современного уровня производства, ведущее к социально-экономическому развитию страны, предполагает внедрение инновационных наукоемких технологий. Это требует выявления, развития, всемерной поддержки инициативной, талантливой молодёжи (ИТМ), создания благоприятных условий для включения одаренных школьников в интеллектуальное обеспечение и социально-экономическое развитие страны. Однако интеллектуальный труд, научно-исследовательская деятельность, развитие творческих способностей не являются ценностными приоритетами сегодняшней молодежи. В молодежной среде наблюдается ценностный вакуум, конструктивные ориентиры размываются, довлеют негативные стереотипы, не приучающие к систематическому интеллектуальному труду. Уже на школьном уровне необходимо создавать широкие, разнообразные возможности проявить себя как можно большему числу школьников, развивать и реализовывать научно-исследовательские, творческие способности. Для преодоления имеющихся недостатков в образовательных учреждениях необходимо:
5.1. Разработка целевой комплексной программы (ЦКП) «Одарённые дети» в образовательном учреждении
Инициатором разработки ЦКП «Одарённые дети» в образовательном учреждении чаще всего выступает администрация – директор и его заместители. Они и составляют руководящее ядро творческой группы, в которую также могут войти талантливые педагоги (как на заявительной основе, т.е. по своему желанию, так и на рекомендательной – по представлению руководства образовательного учреждения). Эта группа должна провести анализ актуального положения в работе с одарёнными детьми, имеющийся потенциал (ресурсы) для развития разных видов одарённости и наметить ожидаемые, желательные результаты. Итогом этой работы может стать концепция целевой программы, в которой будут представлены: модель организационной структуры, процессуальная модель и результативная модель деятельности той системы, которую мы называем «работа с одарёнными детьми». Обоснование необходимости создания программы можно начать с обобщённого описания проблемы, а затем переходить к конкретному анализу. Программно-целевой подход в управлении состоит в том, что главное внимание уделяется целям (прежде всего целям совершенствования деятельности) системы, а не поддержанию достигнутого уровня ее функционирования. При этом само функционирование системы рассматривается не как некоторая ценность, а как механизм достижения поставленных целей. Под управленческой целью понимается прогнозируемый результат деятельности системы, а не какие-либо требования к формам, видам или условиям деятельности. Программно-целевой подход предполагает формулировку целой системы целей, удовлетворяющих требованиям конкретности, реальности, контролируемости. Отсутствие четких и реальных целей (недиагностируемость результатов деятельности системы) не гарантирует эффективности управления такой системой и вообще эффективности ее деятельности. В управлении конкретной педагогической системой необходимо стремиться к максимально возможной конкретности (диагностичности) и реалистичности (операциональности) целей. Постоянными называются цели, которые не изменяются, пока существует данная система. В нашем случае это достижение высокого уровня образования при отсутствии перегрузок, негативно влияющих на здоровье учащихся. Переменными считаются локальные цели, служащие для уточнения постоянных и определяющие организацию и тактику их достижения. В значительной степени постановка переменных целей – прерогатива руководителя системы. Цели неразрывно связаны с условиями (средствами), их обеспечивающими, причем система условий и определяет стратегию достижения цели. С другой стороны, эта система условий (средств) является своеобразным деревом управленческих целей, так как средство определенного уровня выступает в качестве цели (подцели) для условий следующего уровня. Таким образом, управление есть построение и обеспечение реализации дерева целей – условий (средств). По форме управление есть циклический процесс получения, переработки и выдачи информации управляющей подсистемой. Управляющий орган выдает командную информацию управляемой подсистеме, получает информацию о ее функционировании, перерабатывает эту информацию, выдает новую порцию командной информации и т.д. Звенья управленческого цикла или операции – действия субъектов управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям переработки информации, называются функциями управления. Для того чтобы оказывать адекватное воздействие на управляемую подсистему (например, образовательный процесс в школе), необходимо организовывать сбор информации о функционировании этой подсистемы. Сбор информации представляет собой контроль (за содержанием образования, за уровнем усвоения учащимися учебной информации и способов деятельности, за различными характеристиками деятельности учителей, использованием определенных средств обучения и т.д.). Хотелось бы сразу подчеркнуть, что сам по себе контроль – не более чем получение информации об управляемой системе. Важно отметить, что отсутствие необходимой информации об управляемом объекте делает управление невозможным. Следующая стадия – стадия переработки информации, на которой производится уже несколько операций. Прежде всего, на основе полученных в результате контроля многочисленных данных необходимо получить обобщенную картину образовательного процесса, выявить причины и отделить их от следствий, проследить тенденцию. Это обеспечивает анализ. Затем, проведя анализ, необходимо принять принципиальное управленческое решение, представить себе, каких результатов необходимо добиться на следующем этапе работы и определить принципиальные пути достижения этих результатов. Иначе этот этап управленческого цикла в педагогическом менеджменте называется целеполаганием. Определив цель (цели) и стратегию ее (их) достижения, нужно осуществить уже более детальное планирование предстоящей деятельности, т.е. от идеи перейти к конкретным делам, перевести ее на «мероприятийный» язык, определить этапы, конкретных исполнителей, сроки – иными словами, составить технологическую карту предстоящей деятельности. Но мало составить такую карту, необходимо, чтобы управляемая подсистема еще и работала. Важно довести необходимую информацию до каждого исполнителя (педагога), объяснить ему и общий замысел, и «его маневр», обеспечить всем необходимым для работы, скоординировать деятельность педагогов. Это – этап организации. Если система заработала, то наивно предполагать, что работать она будет именно так, как это было смоделировано: нельзя всё предусмотреть заранее, будут сбои, отклонения, будут неожиданные влияния внешней среды. Естественно, не следует ожидать начала нового большого управленческого цикла – нового учебного года. Необходимо регулировать и корректировать управляемую подсистему «по ходу» образовательного процесса. Понятно, что этот этап включает в себя и получение информации, и ее анализ, и принятие управленческого решения, и планирование, т.е. представляет собой меньшие управленческие циклы, вложенные в больший. Достаточно очевидно при этом, что необходимость в коррекции будет тем большей, чем слабее осуществлены все остальные функции управления. Сбор информации о функционировании управляемой подсистемы обеспечивает функция управления, называемая контролем. Наконец, мы осуществляем контроль, т.е. получаем информацию, и управленческий цикл замкнулся. Переработка информации управляющим органом включает в себя следующие функции:
Качественное управление невозможно без качественного осуществления каждой функции управления. Разработка целевой комплексной программы «Одарённые дети» в образовательном учреждении – процесс творческий и не может быть жёстко регламентирован и детерминирован указаниями свыше.
|
Поиск
|